Сквош в школах, как элемент популяризации вида спорта.
Развитие сквоша напрямую зависит от количества занимающихся детей. Успешный пример такого роста показывает теннис, который активно развивался в 90-е годы.
В Красноярске после постройки УСК «Теннис Холл» для набора в первые секции команда организовала вводные уроки в школах Ленинского района. Уроки физкультуры для учеников 5–9 классов на неделю заменялись на теннис. В спортивных залах натягивали сетку, а на школьных досках размещали информацию об истории тенниса и секциях, создавая атмосферу спортивного праздника. Только из школы №94 в секцию пришло 15 шестиклассников, а с соседних школ — ещё около 60 человек. Тренировки младших групп проходили трижды в неделю с 9 до 11 утра, старших — с 16 до 19 на трёх кортах. Секция была платной, инвентарь выдавали. Турниров проводилось немного, что, возможно, даже шло на пользу.
Ключевую роль в привлечении детей сыграла открытость учителей физкультуры, таких как Елена Николаевна Невежина из школы №94. Будучи профессиональным волейболистом, она понимала, что не все дети выберут футбол или волейбол, и поддерживала новые виды спорта, стремясь привить любовь к физической культуре.
Сегодня теннисом в России занимаются около 200 000 человек, хотя 30 лет назад он был малознаком. Правильная стратегия развития, поддержка на высшем уровне и появление звёзд мирового уровня сделали его значимым видом спорта.
Почему бы сквошу не пройти аналогичный путь созидания и вовлечения? Базовая инфраструктура для него уже есть как минимум в 30 регионах страны. Конкурировать с массовыми видами спорта сложно, но у сквоша есть преимущество — он новый. По опросам учителей физкультуры в Красноярске, многие заинтересованы в свежих идеях для уроков. Олимпийский статус также добавляет сквошу привлекательности.
В Красноярске команда сквош-клуба «ОМГ сквош» провела первый в России вводный урок по сквошу на базе школы. Был установлен передвижной корт, и за день около 300 школьников познакомились с этой игрой. Теперь смоделируем ситуацию для масштабирования проекта.
В России 38 тысяч школ, в которых обучаются около 20 млн детей. Сквош сегодня представлен примерно в 30 субъектах (около 40% от общего числа). Таким образом, в «зоне охвата» находится порядка 15 тысяч школ и 8 млн школьников. Если в одной школе за день о сквоше узнают 300 детей, то 15 000 школ * 300 = 4,5 млн детей — это потенциальная аудитория. Реализация такого плана — огромная работа, требующая минимум 1-2 года планомерных действий.
Для проведения одного урока необходимы: руководитель (координация, организация, подготовка грамот), помощник (работа с детьми), три тренера (например, студенты колледжей), передвижной корт, телевизор (для презентации) и печатная продукция. Ориентировочный месячный бюджет: фонд оплаты труда, разовая покупка корта плюс накладные расходы. Годовой бюджет составит порядка 5 млн рублей.
При пятидневной рабочей неделе одна команда познакомит со сквошем 1500 детей в неделю, 6000 — в месяц и 72 000 — в год. Себестоимость одного контакта с ребенком: 5 000 000 / 72 000 ≈ 70 рублей. По принципу Парето, интерес проявят около 20% детей (14 400 человек). Задача — привлечь в секции как минимум 500 из них. Тогда стоимость привлечения одного ребенка составит 5 000 000 / 500 = 10 000 рублей. Данный расчет можно адаптировать под грантовую заявку, скорректировав количественные показатели. Государство поддерживает подобные инициативы. А если совместить усилия сквош клуба, местной федерации и всероссийской федерации, то работа пойдет увереннее.
Естественно это не единственный способ привлечения детей в сквош. Мы описали один из вариантов, по которому сами когда-то пришли в теннис.
Солдатов А.М. Красноярск, 2025 год.